Нормирование уличного освещения

Содержание
  1. Кто отвечает за освещение придомовой территории
  2. Нормы освещения улиц, дорог и площадей
  3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ
  4. Особенности выбора светильников для сельских поселений
  5. Источники света, используемые для подсветки школьной территории
  6. Чем измеряется
  7. Нормы уличного освещения в городе
  8. Правила размещения аварийных светильников
  9. Освещение улиц. как зажечь светильники в деревнях?
  10. Освещенность
  11. Аварийное освещение требования
  12. Аварийное освещение нормы проектирования
  13. Нормы освещения улиц
  14. Портал о стройке
  15. Уличное освещение разных видов
  16. Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома
  17. Освещение жилого дома
  18. Второстепенных комнат и зданий
  19. Нормирование уличного освещения
  20. Расчет параметров размещения осветительных опор
  21. НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УСТАНОВКИ
  22. Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Кто отвечает за освещение придомовой территории

По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.

Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.

В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:

  • определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
  • сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
  • в какой период времени будет происходить организация освещения.

Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.

Статья закона по освещению придомовой территории многоквартирного дома, подтверждающая данные действия, вступила в силу в 2003 году. На основании этого предписания, следует, что все жилое имущество владельца, а также хозяйственные и иные постройки на придомовой территории, являются общим имуществом. А это значит, что оплата уличного освещения включена в коммунальные платежи на законном основании и оспариванию не подлежат.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Пропускная способность, тыс. ед/ч

Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1

Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра

Основные дороги и улицы города районного значения

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

Охранное освещение – обязательный компонент систем видеонаблюдения. Оно создает достаточные для видеозаписи происходящего условия освещенности, чтобы можно было различить происходящее, обнаружить нарушителей.

Чаще всего управление охранным освещением, сигнализацией и системами видеонаблюдения осуществляется из одного центра, а работа оборудования синхронизируется.

Некоторые производители электротехнической продукции выпускают готовые системы, которые устанавливаются на объекте, решая вопрос охраны комплексно:

  • светильники объединяются в группы с кольцевой структурой построения линии;
  • есть функция плавной регулировки интенсивности светового потока;
  • имеется внутренний контроль осветительного прибора на отказ, защита от грозы, короткого замыкания;
  • предусмотрена возможность управления светильниками как по отдельности, так и целыми группами;
  • драйвера светильников и прожекторов делаются с многоступенчатой системой защиты от скачков напряжения;
  • при отказе отдельных элементов все оборудование переходит в автономный режим работы.

Нормы уровня освещенности в зоне действия видео и телекамер устанавливаются стандартами СНиП, интенсивность светового потока измеряются люксметром. Освещение должно иметь спектральную чувствительность, аналогичную свойствам зрения человека.

Особенности выбора светильников для сельских поселений

Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка сельских поселений», озелененные территории общего пользования должны благоустраиваться светильниками. Их количество рассчитывают исходя из нормы освещенности.

Металлогалогеновые лампы имеют достаточно большую светоотдачу, но служат недолго. В связи с этим для наружного освещения поселков, куда из-за отдаленности затруднен выезд обслуживающего персонала, особенно популярны стали светодиодные светильники. Из плюсов таких фонарей можно отметить:

  • очень большой срок службы, который составляет около 50 000 часов;
  • высокая степень светоотдачи, т. е. светодиод преобразует в свет практически всю полученную энергию;
  • низкое энергопотребление в сравнении с другими видами светильников;
  • экономичность за счет сочетания в LED-светильниках длительного срока службы, высокой светоотдачи и низкого потребления энергии;
  • широкий выбор цветовой температуры: от более привычного для всех теплого света (2700-3000 К) до холодного белого (дневного) света (6500 К).

Светодиодные светильники компактные, гибкие и имеют разнообразные модули LED, что позволяет не только устанавливать простые осветительные приборы, но и реализовывать различные дизайнерские решения.

Источники света, используемые для подсветки школьной территории

Лампы ДНАТ

Сегодня школьные учреждения муниципального плана обычно финансируются из бюджета, который ограничен в средствах, а также за счет родителей. Поэтому оптимальным видом осветительных приборов в данной ситуации будут торшерные или консольные светильники, в которых источниками света будут выступать лампы ДНАТ типа ЖТУ или ЖКУ.

Преимущества этих источников света заключаются в следующих моментах:

  • доступная стоимость лампочек;
  • достаточная экономичность в плане потребления электроэнергии;
  • световой поток таких источников света светится приятным желтым светом.

Также отличным вариантом в данной ситуации будут лампы ДРЛ. Они должны использоваться в осветительных приборах РТУ И РКУ.

Лампы ДРЛ

Такие источники света являются самыми дешевыми, но при этом имеют непродолжительный период службы, а также меньшим световым потоком, если сравнивать их с лампочками ДНАТ.
Самым лучшим вариантов, которые позволит сэкономить на электропитании, а также покупки новых лампочек, являются светодиодные лампочки и светильники.
Светодиодные лампочки характеризуются следующими преимуществами:

  • длительный период службы;
  • самое низкое потребление электроэнергии;
  • качественный по своим техническим характеристикам световой поток.

Светодиодные лампочки

Здесь имеется один существенный минус – светодиодная (led) продукция достаточно дорогая. Но ее покупка окупится достаточно быстро и будет заметна на коммунальных счетах, пришедших за потребление электроэнергии.

Чем измеряется

Освещенность, как и любой другой параметр, имеет конкретные единицы измерения. В вышеперечисленной документации освещенность измеряется в Люксах. Под люксом подразумевается один люмен, которые освещает один метр квадратный пространства помещения или улицы.

Схематический люкс

Отдельно стоит отметить, что приведенные в СНиП и СанПиН параметры относятся к:

  • рабочей плоскости в рабочих помещениях (кабинеты, кухня и т.д.);
  • поверхности земли, асфальтного покрытия.

После того, как мы разобрались с единицами измерения, можно приступать к оценке установленных этой документацией норм.

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята

p, blockquote 26,0,0,1,0 –>

Нормы уличного освещения

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

Освещаемые объекты Средняя освещенность Еср, лк не менее Распределение освещенности Емин / Еср не менее
1 А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч 30 0,35
2 А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч 20 0,35
3 А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч 20 0,35
4 А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч 20 0,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5 Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч 20 0,35
6 Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч 15 0,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7 В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч 15 0,25
8 В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч 10 0,25
9 В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч 6 0,25
Обособленный трамвайный путь
10 Обособленный трамвайный путь 10

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Правила размещения аварийных светильников

Аварийные светильники размещенные в местах предполагаемой эвакуации, которые обеспечивают уровень освещенности в центре (по оси) эвакуационного прохода на уровне не менее 1 люкс. Светильники для освещения путей эвакуации также должны обеспечивать освещенность не менее 0,5 люкс на полосе размером не менее 50% ширины прохода, симметрично расположенной относительно оси прохода.

Данные уровни освещенности принимаются для двухметровой ширины прохода. Эвакуационные проходы с шириной более двух метров, можно рассматривать в виде нескольких двухметровых полос, либо применять к ним нормы для эвакуационного освещения открытых зон.

Места размещения аварийных светильников

Перед каждым эвакуационным выходом

На лестницах, каждая ступень должна быть освещена прямым светом

В местах размещения первичных средств пожаротушения

В зоне каждого изменения направления пути

В местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия

На пересечении проходов и коридоров

Снаружи перед каждым конечным выходом из здания

Перед каждым пунктом медицинской помощи

В коридорах и проходах по путям эвакуации

Освещение улиц. как зажечь светильники в деревнях?

Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему. Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст.

Освещенность

В качестве единицы измерения освещенности выступает Люкс (Лк). Лк = 1 люмен/м. кв. (люмен Lm — единица величины светового потока). С помощью показателя освещенности устанавливаются отечественные и международные нормы освещения для офисных, производственных и прочих не жилых помещений и зданий.

Освещенность нормирует количество света на рабочем месте, которое напрямую влияет на наше зрение и, как следствие, на общее состояние здоровье, трудоспособность и сопротивляемость организма стрессам, нагрузкам и усталости. Несоблюдение норм освещенности может привести к ухудшению экологической обстановки и нанести ущерб физическому и психологическому здоровью людей.

Аварийное освещение требования

Нормы аварийного освещения требуют наличия аварийного освещения и освещения эвакуации в местах большого скопления людей и опасных местах

Какие места и зоны регламентируются по нормам приведены в п. 7.62 СНиП 23 – 05 – 95.

Аварийное освещение эвакуационных путей.
Освещаемые объекты Средняя освещенность Еср, лк не менее Распределение освещенности Емин / Еср не менее
1 Пути эвакуации зон повышенной опасности 15 0,10
2 Пути эвакуации шириной до 2 м 1 0,025
3 Эвакуационное освещение больших площадей 0,5 0,025
Дежурное и охранное освещение.
Освещаемые объекты Средняя освещенность Еср, лк не менее
1 Охранное освещение (при отсутствии специальных технических средств) 0,5

Аварийное освещение нормы проектирования

В современных нормах и правила проектирования освещения различают запасное или вспомогательное освещение  и аварийное освещение. Запасное освещение несет функции общего освещения в случае аварийного отключения электроснабжения основной осветительной сети и обеспечивает проведение работ по восстановлению основного освещения или другого вида аварии. Резервирование электропитания производится за счет использования электрогенераторов, которые подают электроэнергию в том числе и на линию запасного освещения. По правилам должен быть гарантирован уровень освещенности не менее 10% от основного рекомендуемого рабочего освещения для данного вида деятельности.

Нормы аварийного освещения установлены следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ (последняя редакция)

СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

Аварийное освещение ПУЭ пункт. 6.1.23

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

• Нормы освещенности подземных и надземных переходов

• нормы освещенности АЗС и автостоянок

• Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей – средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Портал о стройке

Показатели зависят от таких факторов:

  • напряжения, указываемого в кВт;
  • расстояния между проводами, указываемого в м;
  • расстояния провода до земли, указываемого в м.

Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже. Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию.

Уличное освещение разных видов

Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее. Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).

Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов.

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома

Все нормы, которые включают в себя в том числе и нормы освещения придомовой территории, каким должно быть освещение во дворе многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в следующей регламентирующей документации.

Нормы освещения территории регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Не стоит забывать что у Москвы существует свой собственный свод регламентов по освещению. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома и наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие части площадей А и Б и пред заводские площади. 10
2. Пешеходные улицы:
в пределах общественных центров 6
на других территориях 4
3. Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:
А и Б 4
В 2
4. Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий 10
5. Открытые пешеходные мостики 10
6. Подземные пешеходные тоннели 75
7 Мостовые закрытые пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью 75
8. Лестницы подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью 20
9. Лестничные сходы и смотровые площадки мостовых закрытых пешеходных переходов с прозрачными стенами или застекленными стеновыми проемами 50
10. Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. 6:
А 6
Б 4
В 2
Территории микрорайонов
11. Проезды:
основные 4
второстепенные, в т.ч. тротуары-подъезды 2 2
12. Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках 2
13 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр 10

Освещение жилого дома

  1. Это освещения жилых комнат, жилых пространств, столовой – 150 Лк.
  2. Жилой коридор, холл, ванная, уборная – 50 Лк.
  3. Помещения внутри домов: комната консьержа – 150 Лк.
  4. Помещения внутри домов: вестибюль, кладовая, подсобная – 30 Лк.
  5. Помещения внутри домов: коридоры и холлы для лифтов, лестниц – 30 Лк.
  6. Лестничные площадки – 20 Лк.
  7. Гардеробная – 75 Лк.
  8. Сауны, помещения для переодевания – 100 Лк.
  9. Бассейн – 200 Лк.
  10. Зал с тренажерами – 200 Лк.
  11. Бильярдные – 300 Лк.
  12. Детские – 200 Лк.

Второстепенных комнат и зданий

  1. Санузел: уборная, курилка – 75 Лк.
  2. Санитарная зона: уборная, сушка для вещей – 50 Лк.
  3. Оздоровительные пункты: врачебные кабинеты и перевязочные – 300 Лк.
  4. Оздоровительные пункты: кабинеты для процедур – 500 Лк.

Нормирование уличного освещения

В сельской местности в качестве таких линий может быть использована одна фаза

Для реализации данного метода можно использовать либо дополнительный коммутационный аппарат, либо таймер.Обратите внимание! При отключении ночного освещения не допускается снятие напряжения с двух смежных светильников. Кроме того, нельзя допускать отключения освещения полностью в отдельных участках сети

  • Но в последнее время освещение на улице все чаще отключается и включается от датчиков освещенности. Данный метод позволяет полностью устранить человека от управления сетью освещения.
  • Кроме того, в последнее время находят свое применение сети освещения с использованием датчиков движения (см. Подключение датчика движения для освещения своими руками). И хотя они позволяют обеспечить максимальную экономию, цена таких систем достаточно высока.

Расчет параметров размещения осветительных опор

Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:

  • наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
  • длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.

В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:

  • численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
  • мощность конкретно каждого осветительного прибора;
  • высота, на которой будут устанавливаться светильники.

Параметры для расчета расстояний между опорами освещения

При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.

При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта. Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил. Но во всяком случае монтаж опор для светильников в городской местности сводится к наиболее благоприятным 35 метрам между близстоящими столбами.

Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:

  • одностороннее – шаг до 5:1;
  • прямоугольного вида и осевого – до 5:1;
  • шахматное – до 7:1.

Уличное освещение по разделительной полосе

При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.

НОРМЫ И ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УСТАНОВКИ

Нормы охранного освещения прописаны в государственных строительных стандартах:

  • СНиП 23-05-95 и ПУЭ («Правила устройства электроустановок») освещают общие вопросы освещенности зданий внутри и снаружи;
  • ГОСТ Р 5000962000 регулирует вопросы совместимости разноплановых технических средств и возможности их объединения;
  • РД 78.36.00362002 регламентирует требования к проектированию инженерно-технических средств охраны объектов от незаконного проникновения.

Например, согласно СНиП23-05-95 для дежурного освещения могут быть использовано до 10 % светильников рабочего и аварийного назначения. Для предохранения здания от проникновения нарушителей внутрь или защиты границ территории используют СООП – систему охранного освещения периметра.

Нормы СООП предписывают:

1. Устанавливать световое оборудование, обеспечивающее уровень освещенности 0,75 Лк по периметру на уровне земли на расстоянии 3–4 м от границы.

2. Светильники должны быть регулируемыми с возможностью менять угол наклона светового потока.

3. Приборы должны включаться по сигналу от фотоэлемента.

4. Кроме автовключения должна быть предусмотрена возможность ручного включения, управления мощностью из пункта охраны.

Осветительные лампы и прожектора для охранных целей могут быть любого типа – консольные или подвесные. В качестве источников света рекомендуется использовать стандартные лампочки накаливания, работающие от сети 220V. Для улучшения видимости для камер в ночное время дополнительно применяют инфракрасную подсветку.

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

  • пасмурный день;
  • наличие густой растительности вблизи окон первого этажа;
  • короткий световой день (зима, ранняя весна/поздняя осень);
  • особенности проектирования комнаты, когда оконные проемы не могут дать необходимый уровень света.

В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

все детские зоны (игровые, спальни и т.п.) должны иметь максимально возможную естественную подсветку;

Естественное освещение групп

ее отсутствие допускается лишь в некоторых помещениях. Это умывальные, снарядные, душевые, а также уборные при гимнастическом зале и аналогичные помещения для персонала;

  • обязательно проектирование бокового левостороннего освещения. Правосторонняя подсветка проектируется при наличии глубины помещение свыше 6 м. В данной ситуации допускается направление главного светового потока сзади учащихся;
  • в помещениях, связанных с трудовым обучением (например, спортивные и актовые залы), используется двусторонняя боковая естественная и комбинированная (боковая и верхняя) подсветка;

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Нормирование уличного освещения
Селективность